Профессор славистики и американистики. Преподаватель Гейдельбергского славянского института. Защитила диссертацию по творчеству Александра Блока и Владимира Соловьева. Переводчик русской и чешской литературы на немецкий язык. В 2014-ом году в издательстве «Карл Хансер» вышел ее перевод прозы Исаака Бабеля.
Автор литературно-критических статей.
В ноябре в Кремле прошло заседание Совета при Президенте РФ по русскому языку. Тон задал президент Путин: по его словам, разного рода «пещерные русофобы» и целые государства объявили войну русскому слову. Сбережение и распространение русского языка как в стране, так и за рубежом является, по его мнению, задачей государственной важности». Так называемые «патриоты», казалось, только и ждали этого сигнала. (ободряющих слов правителя)
Даже предстоящий юбилей Пушкина превратился в оружие для общей мобилизации против угрозы русскому языку. По их словам, во времена религиозной дезориентации и гендерного смешения, только русская литература верна традициям и «дает абсолютно универсальные формулы» морали и истины.
Заявления Путина об объявленной русскому языку войне совпали со скандалом, который нескольких недель сотрясал российские СМИ и соцсети. 29 октября филолог и профессор московской Высшей школы экономики (ВШЭ) Гасан Гусейнов опубликовал пост в Facebook: «В Москве, с сотнями тысяч украинцев и татар, кыргызов и узбеков, китайцев и немцев, невозможно днем с огнем найти ничего на других языках, кроме того убогого клоачного русского, на котором сейчас говорит и пишет эта страна». После этого в российском интернете поднялась волна возмущения, кульминацией которой стали угрозы убийства в адрес Гусейнова. Патриотическая пресса верно поняла «намек» президента страны. Ведь он защищает русский язык от таких непримиримых очернителей русского языка, как Гусейнов.
Критика Гусейнова действительно задела за живое. Швейцарский славист Ульрих Шмид считает, что в последние годы Кремль стремится «объединить российский многонациональный народ в конгломерат с русским культурным ядром». Русский язык при этом должен стать не только «ресурсом власти, который служит общественным связующим звеном внутри страны, но и стабилизировать отношения с близлежащими иностранными государствами. Соответственно, политическое руководство раздраженно реагирует на высказывания, в которых связующее и патриотическое значение языка ставится под сомнение».
Эта истерия оказывает влияние на все слои населения, свидетельством тому является то, как реагирует на слова «клоачный русский язык» писатель-националист Захар Прилепин и анонимные блогеры, так называемые «кремлеботы». Хотя Гусейнов объяснил, что он критикует не русский язык как таковой, а язык российской политики, СМИ и соцсетей, наполненный враждебностью и ненавистью.
Владимир Соловьев, ведущий пропагандистского политического ток-шоу на государственном Первом телеканале, назвал Гусейнова русофобом. Многочисленные агрессивные посты на эту тему заставляют задуматься о том, не является ли основной проблемой в действительности именно ксенофобия. Лексика возмущенных постов уходит корнями в антисемитизм и эпоху сталинизма. Гусейнова то презрительно называют евреем, то турком. Речь идет практически о «враге народа», проникшем в Высшую школу экономики и подрывающим вуз, который среди так называемых «патриотов» и без того считается кузницей русофобских сил.
Руководство ВШЭ, забеспокоившись о своей репутации, попросило Г.Гусейнова публично извиниться за свой пост. Людмила Улицкая, член Ассоциации «Свободное слово», и целая группа знаменитых писателей, журналистов выступили с открытым письмом против советской практики, принуждающей к публичному покаянию. Между тем, Гусейнов отказался извиняться.
Скандал стал отражением всеобщей политической ситуации в стране. Особо подчеркивалась роль университетов в прошедших митингах. Среди участников в летних московских протестах за честные выборы в местные органы власти и были и студенты ВШЭ. Российские высшие учебные заведения вообще испытывают на себе все более возрастающее давление.
Осенью в немецких университетах недоумение вызвало распоряжение российского министерства образования, согласно которому, российские ученые обязаны не позднее чем за пять дней до встречи с иностранными коллегами уведомлять об этом министерство. А после встречи предоставлять ведомству отчет. Союз ректоров немецких университетов был об этом официально уведомлен Российским министерством образования и науки.
Историк и эксперт по Восточной Европе Мартин Шульце Вессель говорит о серьезных последствиях для российских ученых «из-за новых правил, направленных на запугивание»: «Новые правила регистрации и обязательной отчетности могут серьезно навредить российским ученым. И это на фоне того, что министерство образования хочет развивать связи российских и зарубежных университетов, чтобы поднять их рейтинг в мире. Вряд ли это возможно, издавая законы, восходящие к советским методам контроля за внешними контактами».
В течение многих лет Г.Гусейнов анализирует русский язык постсоветского периода, он также изучает процесс «фашизации антифашизма», с помощью которой официальная риторика узаконивает конфликт в Украине. Почему его пост в Facebook о «клоачном русском языке» вызвал такую бурю? Писательница Алисса Ганиева видит в этом ужесточение политики в отношении других национальных языков коренных народов России. С критикой этой политики выступал и Г.Гусейнов. По мнению писателя Дмитрия Быкова, ажиотаж вокруг поста Гусейнова является частью кампании против интеллигенции, в которой нынешние власти России видят опасность.
При этом некоторые националистические СМИ умонепостижимым образом связали «клоачный скандал» со скандалом вокруг убийства университетским преподавателем Олегом Соколовым своей аспирантки и сожительницы. «Имперско-монархический телеканал «Царьград ТВ», финансируемый Константином Малофеевым, который также поддерживает пророссийских ополченцев на востоке Украины, констатировал, что тому, кто сегодня захочет изучать в России гуманитарные науки, придется выбирать между профессорами-русофобами и профессорами-психопатами. Этот канал считает преступление Гусейнова непростительным, при этом выдвигает версию о том, что преступление Соколова возможно вызвано якобы угрожающей реорганизацией его университета в соответствии с западными образцами?! Тут так сказать, уже без комментариев. В любом случае эта криминальная история не может иметь ничего общего с историей и нападками на Г.Гусейнова.
Едва ли кто из защитников русского языка не процитировал в клоачном споре гимн «западника» Ивана Тургенева «великому, могучему, правдивому и свободному русскому языку». «Не будь тебя языка, – говорится далее у Тургенева, – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?».
Перевод Натаван ХАЛИЛОВОЙ