Назим Ибрагимов хорошо известен азербайджанскому обществу как достойный представитель поколения шестидесятников.
Когда-то вызывавшее определенные споры, а позже иронию и насмешку это понятие – «шестидесятник» уже нашло подтверждение в истории, однако, до сих пор находятся те, кто не воспринимает, не любит, а порой и ненавидит людей, представляющих это поколение. Деятельность шестидесятников стала литературно-художественным, общественно-политическим явлением, наложившим свой отпечаток на всю нашу общественно-политическую жизнь. Но удивительная, а может закономерная сторона этого вопроса в том, что и по сей день те, кто относится к этому поколению с ненавистью, а порой и с откровенной враждебностью, правят бал во всех странах постсоветского пространства.
И в Азербайджане мы наблюдаем аналогичную картину. По собственному признанию некоторых, можно, оказывается, притязать на звание поэта, не написав ни строчки, стать прозаиком, не создав ни одного произведения и таким образом одолеть истинных поэтов и прозаиков, одержать над ними верх. Ни написав ничего, объявить себя писателем! Но как же, пишут… Не способные ничего создать в других жанрах, они преуспевают в клевете, в оскорблениях. Причем, о ком и о чем бы они ни писали, их главная цель – обязательно уколоть известных представителей поколения шестидесятников.
Вопреки укусам мошкары видные представители шестидесятых сумели и продолжают делать наиболее важное в жизни: создавать нравственные, материальные и культурные ценности. Оттого понятие «шестидесятник» не столько хронологическое, сколько адресное обозначение поколения, совершившего переворот в литературе, искусстве, культуре целой эпохи, обусловившей новый этап в развитии общественного и национального сознания.
Деятельность людей, появившихся в эту эпоху предопределило время, история. Мудрые слова Мирзы Джалила Мамедкулизаде, сказанные по поводу издания журнала «Молла Насреддин»: «Молла Насрединна» родило само время» можно отнести и к «шестидесятникам»
Писатели, поэты, композиторы, деятели театра и кино, вдохновленные некоторым «глотком свободы» (снова выражение Джалила Мамедкулизаде), с новым энтузиазмом, вдохновением, мировоззрением и восприятием жизни взялись за созидание и сказали свое слово. И это открыло дорогу новым, в том числе, отрицающим «шестидесятников» поколениям, оказало на них влияние в той степени, в которой они не желают признаться, дало новое направление в развитии литературы и искусства. Я сознательно называю в первую очередь деятелей литературы и искусства, так как они, как правило, всегда на виду, на переднем плане. Но среди «шестидесятников» особое место занимают скромные, самоотверженные, передовые личности, которые занимались административной, практической работой в таких важных областях, как культура, печать, книгоиздание. Один из таких людей – мой друг – Назим Ибрагимов.
Знаю Назима более пятидесяти лет – еще с университетских времен. Поверхностное знакомство тех лет впоследствии переросло в дружбу, и этому есть причина – оба мы «шестидесятники», наше взросление пришлось именно на тот период, и мы формировались в одной и той же духовной атмосфере. Желание прочувствовать жизнь во всей ее объемности, необузданные юношеские мечты, наши надежды и иллюзии – были духовным пространством, объединяющим это поколение. А сейчас, когда мы оба перевалили семидесятилетний рубеж, наши хрупкие воспоминания – ностальгия по ушедшим годам, тоска по былому.
Я пригласил его на работу в Союз писателей, мы стали коллегами. Он с удовольствием принял это предложение и действительно оказал, благодаря своему богатому опыту организатора и администратора, большую помощь нашему Объединению. Особенно эти его качества проявились во время капитального ремонта нашего здания.
Иные ревностно относятся к этим искренним, дружеским отношениям «шестидесятников». Связи, построенные на местничестве, кумовстве, групповщине, на родственных отношениях – фальшивы, корыстны, преходящи. Так отчего же кажутся удивительными близость, взаимопонимание и родственные чувства, рожденные этим пониманием, наших современников, чья юность и молодость пришлись на одну и ту же эпоху, что прошли сквозь горнила столь схожих жизненных испытаний, общественно-политических катаклизмов, одних и тех же исторических событий, были свидетелями трагических дней, жили одними и теми же надеждами, разбитыми мечтами и огорчениями.
Назим Ибрагимов с ранних лет работал на высоких должностях – первый секретарь одного из крупных районов Баку, председатель Комитета, Главный редактор Энциклопедии, директор издательства «Азербайджан», даже являлся президентом теннисной федерации, но на каждой должности, в самых сложных ситуациях не менялось его заботливое отношение к людям. В том числе, отношение к людям, с которыми дружил долгие годы. Всегда оставался цельным человеком, хозяином своего слова, четко выполняющим свои обещания, работником изначально внимательным и заботливым к людям искусства, литературы.
По образованию Назим – геолог, как фанат тенниса – мастер спорта, испытывает свое перо и в литературе – он автор либретто оперы покойного Васифа Адыгезалова «Натаван». Но в какой бы сфере он ни трудился, Назим прежде всего издатель.
Профессиональный издатель с опытом полиграфиста, организаторскими способностями, художественным вкусом. В одном из своих интервью Назим говорил: «Издательский профессионализм совершенно особое дело. Мне очень жаль, что мы не озабочены подготовкой, воспитанием будущих издателей. Теряя издателей, мы лишаем писателей, поэтов рук, крыльев. Издательское дело – особая школа. Кто же будет создавать эту школу? Часть издательств испытывают материальные трудности, а часть мы уже потеряли».
Но вопреки всем этим трудностям, если мы употребим ныне модное слово «проект», в голове Назима всегда кружатся интересные проекты, и, к счастью, большинство из них он умеет претворить в жизнь. Именно по его инициативе и при самом активном участии вышли в свет первая персональная Энциклопедия – энциклопедия Узеира Гаджибекова (на азербайджанском и русском языках), энциклопедия Джалила Мамедгулузаде, энциклопедия, посвященная Мирзе Фатали Ахундзаде.
В дни празднования 75-летия нашего писательского объединения Назим активно участвовал во всех мероприятиях, составил и издал интересную книгу, отражающую историю нашей организации и ее структуру.
Именно благодаря продуктивным стараниям Назима, увидела свет прекрасно изданная двухтомная Антология – «1500 лет огузской поэзии», над которой я работал долгие годы.
И мою книгу эссе, посвященную классикам и современникам литературы и искусства, подготовил к изданию все тот же Назим Ибрагимов.
Пятнадцать лет назад в дни его 65-летия я написал статью. Хочу повторить и в сегодняшнем поздравлении абзац из той статьи: «Вспомнив знаменитых русских энциклопедистов Брокгауза и Эфрона, Назим говорит: «Ты и я должны работать как Брокгауз и Эфрон». Я соглашаюсь и единственно спорным остается вопрос – кто из нас Брокгауз, а кто Эфрон».
Для тех, у кого туго с юмором, вынужден объяснить, это всего-навсего шутка. Никто из нас не претендует быть Брокгаузом или Эфроном. Потому что он – Назим Ибрагимов, а я Анар