Тельман Гаджиев, заслуженный деятель искусств республики, доктор философских наук, профессор Бакинской Музыкальной академии имени Узеира Гаджибейли, выдающийся учёный и музыкант, – личность на редкость целеустремлённая и социально активная. Человек, неизменно удивляющий и восхищающий меня равно многогранностью своего таланта и необыкновенной творческой активностью. Постоянно аккумулирующий новые идеи, он обладает к тому же редкостным даром заражать этими идеями и собственной энергией других.
Уникальность Т.Гаджиева видится мне именно в исключительной его способности чуть не моментально сходиться с людьми, делая их своими единомышленниками, а также в умении ставить перед собой и другими конкретные, неизменно благородные, цели. Прирождённого верного товарища и друга, всегда готового прийти на помощь своему ближнему, я назвал бы его Человек-оркестр, под словом «оркестр» понимая именно духовную сферу нашего бытия.
Искренность, доброта, созидательность – вот главные качества его души. Масштабно мыслящий, всегда исполнен он стремлением претворять задуманное в жизнь, принося людям реальное благо.
Уж полвека как дружу я и плодотворно сотрудничаю с Тельманом, блестящим музыкантом, виртуозным флейтистом, вдохновителем многих моих произведений. В частности, ему посвящён целый ряд написанных в разные годы моих композиций, среди которых восемь пьес для флейты и фортепиано и две – для флейты и органа. То же можно сказать и в отношении трехчастного Концерта для флейты с камерным оркестром №1 и, последующего, двучастного Концерта для флейты с симфоническим оркестром №2. Последний, кстати сказать, исполнен был Тельманом в Москве, на Центральном Телевидении, с Всесоюзным симфоническим оркестром под управлением народного артиста Азербайджана Рамиза Меликасланова.
Маэстро Гаджиев – музыкант, что называется, от Бога, наделённый к тому же беспримерной работоспособностью. Достаточно сказать, что все перечисленные выше и прочие произведения своего репертуара играет он строго наизусть.
Вспоминается исполнение Тельманом моего Первого флейтового концерта на Пятом съезде композиторов Азербайджана. Состоялось оно в Бакинской филармонии, в присутствии величайших композиторов современности – Дмитрия Шостаковича, Кары Караева, Джовдета Гаджиева, Фикрета Амирова, Султана Гаджибекова, Арифа Меликова и др., продолжительной овацией воздавших флейтисту-искуснику.
Тельман – первый исполнитель трёх моих сонат для флейты и фортепиано. Так, специально для него сочинена была мной сложнейшая трёхчастная Соната № 3, с большим успехом исполненная им в ансамбле с пианисткой Адилей Алиевой вначале в московском Доме композитора, а затем, в Москве же, на Шестом Всесоюзном съезде композиторов (1979-й год). (Замечу в скобках, что А.Алиева, на ту пору дипломантка международного конкурса (Бразилия), ныне, будучи заслуженной артисткой Азербайджана, руководит Музыкальной Академией города Гаяр, Франция.)
Столь же впечатляющим успехом увенчалось исполнение Тельманом, совместно с Акифом Абдуллаевым (партия фортепьяно), упомянутой моей Первой сонаты для флейты и фортепиано, состоявшемся в 1975-м году на фестивале «Закавказская музыкальная весна» в Тбилиси, а также, совместно с московской пианисткой Еленой Золотарёвой, моей же Сонаты №2 («Элегической), в Каире и Александрии (Египет).
Как солирующему флейтисту вместе с Камерным оркестром Азербайджана Т.Гаджиеву довелось выступать во многих европейских странах. Так, ему аплодировали в столицах всех трёх стран Скандинавии. Побывал он и на Американском континенте – 2-месячные гастроли по городам Кубы – и в Африке – работа по контракту в Египте. И везде искусство азербайджанского музыканта неизменно восторженно принимаемо было публикой и местным музыкальным сообществом.
Личное же моё знакомство с Тельманом состоялось в теперь уже далёком 1963-м в Москве. Случилось это по окончании сольного концерта Тельмана как аспиранта Консерватории им. Чайковского, с которым выступил он, представив чрезвычайно сложную программу, составленную из произведений Баха, Прокофьева, Пуленка, К.Караева. Помню, воодушевление публики, долго не отпускавшей со сцены Малого зала Консерватории азербайджанского кудесника-флейтиста. После концерта я подошёл к Тельману, объявив ему о непременном моём намерении написать музыку специально для него...
Т.Гаджиев – выдающийся педагог. И по сию пору трудится он в Бакинской Музыкальной Академии имени У.Гаджибейли, где по классу камерного ансамбля им воспитана целая плеяда высококлассных музыкантов-профессионалов разных специальностей, ныне работающих, в частности, в нашем Государственном симфоническом оркестре и в оркестре Театра Оперы и балета, а также в различных музыкальных коллективах по всему миру. Приятно отметить, что ряд выпускников этого класса, уже сами в звании профессоров, работают сегодня о бок со своим мэтром, а некоторые даже состоят в руководстве Музыкальной Академии.
Долгие годы заведовал Т.Гаджиев кафедрой теории и истории искусств БМА, позднее возглавив им же созданную в этом учреждении кафедру музыкального менеджмента и новых музыкальных технологий.
Также в течение ряда лет состоял он членом как Учёного совета по защите диссертаций в той же БМА, так и действующего в ней же художественного совета.
Научная и музыкально-исполнительская деятельность Т.Гаджиева стали темами специальных монографий. Жизни его и творчеству посвящены телевизионные фильмы и передачи. Записи порядка 400 играных им произведений азербайджанской классической музыки входят сегодня в золотой фонд Гостелерадио страны.
Профессор Т.Гаджиев и сегодня полон жизненной и творческой энергии. Он продолжает преподавать на кафедре камерного ансамбля, готовя со своими студентами новые концертные программы, читает на кафедре духовых инструментов лекции по истории исполнительского мастерства. В этом году издана составленная им, первая написанная на азербайджанском языке и уже утверждённая республиканским Минобразования, программа по изучению традиций отечественной школы духового инструментализма. Готовятся к печати целая серия оригинальных искусствоведческих, культурологических и философских трудов, в развитие изданных Т.Гаджиевым ранее – таких как: «От Авесты до наших дней», «Социальная активность искусства», «Мой мудрый современник» (о нашем философе-современнике, академике Фуаде Касумзаде) и др.
Отрадно, что дух и дело жизни мастера нашли своё продолжение в его потомках. Так, дочь его, Мина-ханум Гаджиева – известный в республике искусствовед, доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории искусств БМА. Сын, Вагиф Гаджиев, – также флейтист, лауреат Закавказского Конкурса музыкантов-исполнителей, кандидат философии, одновременно и педагог и активно концертирующий музыкант-исполнитель. Вот и внук, Анар, продолжает дело знаменитого деда – он студент второго курса БМА, осваивает игру на редкостном, африканского происхождения музыкальном инструменте – маримбафоне.
Сегодня мастеру-устаду сравнялось 80 лет. Но возраст не властен над этим человеком, воплощённом образе творца, подвижника и патриота нашей земли.